Оцениваем современное искусство: главные принципы

Цены на произведения искусства зависят от  многих факторов, не последними из которых являются их уникальность в сравнении с другими работами мастеров схожего направления, а также вероятность того, что имя данного конкретного художника войдёт в историю. Настоящее искусство стоит столько, сколько за него готовы заплатить, поэтому на художественных аукционах стоимость отдельных произведений составляет поистине грандиозные суммы. Нельзя забывать, что с течением времени, разрушающего всё материальное, от той или иной эпохи остаётся всё меньше памятников, а за сохранившиеся редкости коллекционеры могут заплатить ещё больше.

Для современной живописи факторы ценообразования становятся несколько иными: учитывается образование художника, его престиж в искусствоведческих  кругах, известность широкой публике, покупаемость среди известных людей. Аукционные дома, высчитывая стоимость работ современных художников, рассматривают показатели продаж автора в среднем за 4-5 лет. Для более искушённых покупателей важными моментами, влияющими на стоимость картины, являются безукоризненное качество, раритетность работы, история и условия её приобретения. Современные авторы, что естественно, отражают в своём творчестве сегодняшние реалии, этим выражена культурная роль живописи.

Перечисленные факторы довольно субъективны и работают в отношении конкретного произведения, однако не стоит забывать и о том, что цена на работу  не может не зависеть от общего уровня благосостояния страны; особенно это касается тех художников, что пока не вышли за уровень национального рынка искусства. Малое количество коллекционеров в России отчасти объясняется прагматичным отношением к живописи. Чаще всего покупают работы для оформления интерьера, и, как считают эксперты, сумма, которую человек готов уплатить за украшение своей квартиры, редко превышает 10000$ (за всё наполнение). Мастера, только начинающие осваивать отечественный  рынок искусства, должны помнить об этих условностях и назначать цены на работы, соизмеримые с финансовыми возможностями соотечественников. Здесь не стоит делать ставку на европейских ценителей, так как за работы пусть талантливых, но неизвестных авторов они платят даже меньше русских коллекционеров (впрочем, то же происходит и с неизвестными европейскими мастерами).

В целом можно выделить три основных составляющие, формирующие стоимость картины: техническое состояние, художественная ценность с точки зрения искусствоведения и престиж художника. Если рассмотреть двух авторов, примерно одинаково сильных по уровню и работающих в схожих жанрах, можно заметить, что стоимость их работ разнится в зависимости от того, участвовал ли художник в аукционах, выставках (персональных или сборных), обладает ли он званиями и наградами. Каждая персональная выставка или занесение в новый каталог повышает стоимость работы в среднем на 10-20%.  Молодые художники иногда забывают об этом, ставя неоправданно высокие цены на свои работы, ориентируясь на цены художников, уже создавших имя в определённых кругах. Покупатель, оценивая работу, смотрит и на отзывы о художнике, ищет статьи, упоминающие о нём, советуется с галеристами и искусствоведами; немалую роль играет информация об уже проданных картинах. Разумнее, если художник постепенно повышает цены на  работы, нежели снижает их после тщетных попыток продать свои произведения по нереальным расценкам.  Кстати, случается и так, что имя художника широко известно, но живопись его далеко не так хороша. Как правило, здесь имеет место ситуация вложения больших денег в конкретного автора, и в таком случае художник получает гораздо меньшую часть о продажи своих работ (много затратили на «раскручивание »  – уменьшилась доля автора).

Начинающие коллекционеры имеют сегодня уникальную возможность сделать выгодные вложения, покупая работы современных хороших художников по невысоким (в сравнении с антикварной живописью и европейской) ценам. В будущем цена на подобные произведения может подняться в 4-5 раз (уже примерно через 5 лет), при условии, что коллекционер проявит способности промоутера (устроит несколько выставок, издаст каталог, пригласит профессионалов для оценки и продвижения художника в СМИ). Шанс стать меценатом и приумножить свои средства более реален именно в отношении современного русского искусства.

 

 

Обсуждение закрыто.